[В западносирийском произношении Муше бар Кифо; сир. ] (ок. 813 или (более вероятно) 833, Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак) - 12.02. 903, мон-рь Мар-Саргис (?)), епископ Сирийской яковитской Церкви, богослов и писатель. О М. б. К. известно из 2 жизнеописаний (первое, BHO, N 779, сохр. в 2 редакциях - краткой X в. и более пространной XII в., изд. с нем. пер.: Reller. 1994. S. 24-26, 362-364; второе, BHO, N 780, изд.: Sachau E. Verzeichniss der syrischen Handschriften. B., 1899. S. 685-686. (Die Handschriften-Verzeichnisse der Königlichen Bibliothek zu Berlin; 23), нем. пер.: Reller. 1994. S. 24-26), а также из упоминаний о нем в анонимной сирийской хронике, доведенной до 1234 г. (Chronicon ad A. C. 1234 pertinens / Trad. A. Abouna. Louvain, 1974. Vol. 2. P. 207. (CSCO; 354. Syr.; 154)) и в «Церковной истории» Григория бар Эвройо (Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 1. Col. 393-396; T. 3. Col. 215-218). М. б. К. обучался в расположенном неподалеку от Мосула мон-ре Мар-Саргис (св. Сергия), где в возрасте 20 лет принял монашество и впосл. с именем Севир был избран епископом городов Бет-Раман и Бет-Кийонайе (южнее Мосула). Источники упоминают его также как епископа Мосула, однако под этим, вероятно, подразумевается окормление им в течение 10 лет проживавших в Мосуле уроженцев Тагрита (ныне Тикрит, Ирак) - на этот факт есть указания в его жизнеописаниях, к тому же имя М. б. К. отсутствует в сохранившихся списках западносирийских епископов Мосула. Известно, что М. б. К. скончался в возрасте ок. 90 (согласно некоторым рукописям - 70) лет, на основании чего вычисляется примерная дата его рождения. Погребен в монастыре Мар-Саргис. В средние века, возможно, почитался в Сирийской яковитской Церкви как святой.
М. б. К. приписывается большое количество сочинений: экзегетические (почти на все книги ВЗ и НЗ), философско-богословские и литургические, а также проповеди, комментарий к трудам свт. Григория Богослова, церковная история, книга против ересей, комментарии к логическим сочинениям Аристотеля и к произведениям др. античных авторов. Сохранились: из экзегетических - «О рае», толкования на Шестоднев, на псалмы (лишь вводная часть), на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на Послания ап. Павла, на кн. Деяния св. апостолов (фрагменты); из философско-богословских - «О душе», «О воскресении тел», «О сотворении ангелов», «Об ангельской иерархии», «О свободной воле и предопределении»; из литургических - трактаты о крещении, о Евхаристии, об освящении мира, о рукоположении во епископа, священника и диакона, о пострижении в монахи, об освящении храма, об отпевании умерших, о небесном и земном священстве (в маронитской традиции приписывается Иоанну Марону); из проповедей - «Книга гомилий», состоящая из 38 трактатов, посвященных преимущественно основным церковным праздникам, «Книга объяснений (букв.- причин) праздников», включающая введение и 19 трактатов (по-видимому, основана на более раннем восточносирийском (несторианском) сборнике с таким же названием), а также «Увещевание к сынам святой православной Церкви». М. б. К. приписывается авторство 2 литургий (Ignatius Aphram I Barsoum. 2003. P. 403), однако их принадлежность ему вызывает сомнения у исследователей (Baumstark. Geschichte. S. 282; лат. перевод одной из них: Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. Fr./M., 18472. T. 2. P. 390-398). Под именем М. б. К. имели хождение нек-рые сочинения его старшего современника митр. Иоанна Дарского († 860); ввиду недостаточной изученности наследия обоих авторов проблема различения их трудов остается не до конца разрешенной. Мн. сочинения М. б. К. сохранились также в араб. переводе.
М. б. К. является 1-м значительным западносир. автором, использовавшим схоластический метод. В его экзегетических трудах встречаются все характерные для этого метода структурные элементы: вопросы, ответы, вымышленные сомнения и возражения, а также примеры и доводы в виде изречений авторитетных авторов. Сочинения М. б. К. тяготеют к жанру суммы, получившему наиболее полное развитие в средневек. лат. схоластике, а в сир. традиции - у Григория бар Эвройо. Материал для своих энциклопедических трудов М. б. К. заимствовал из очень широкого круга греческих и сирийских источников.
Творчеству М. б. К. можно найти параллели в предшествующей и современной ему греческой и арабской лит-ре. Так, 1-я (вводная) книга толкования на Шестоднев М. б. К. представляет собой философско-богословский трактат, в котором обсуждаются познание истины, существование и свойства Бога (единственность, вечность, неограниченность, непостижимость, неизменность и триипостасность), тварный мир и пророчество. В близком ключе многие из этих тем обсуждает уже прп. Иоанн Дамаскин († до 754) в «Точном изложении православной веры». Однако непосредственным интеллектуальным контекстом для творчества М. б. К. было развивающееся ислам. богословие, а именно современный ему калам. Хотя сочинения мутазилитов IX в. в основном не сохранились, об их содержании можно судить, напр., по «Книге единобожия» Абу Мансура аль-Матуриди (ум. в 944), который обсуждает те же темы, но в несколько другой последовательности (познание, мир, Бог, пророчество). С одной стороны, существует мнение (Rudolph. 1994. S. 305) о том, что М. б. К. пересказывает некий современный ему мутазилитский трактат о единобожии, внося при этом необходимые изменения (напр., в разделе о пророчестве говорит о Моисее вместо Мухаммада). С другой стороны, та же последовательность, что и у аль-Матуриди, отражена в арабских трактатах иудейских мыслителей: в «Двадцати главах» Давида ибн Марвана аль-Мукаммаса (IX в.) и в «Книге верований и мнений» Саадии Гаона (ум. в 942). Первый из них учился у западносирийского богослова диак. Нонна Нисибинского, поэтому возможно, что он стал посредником в распространении этой композиционной модели из христианской в др. монотеистические традиции. Данный трактат М. б. К. оказался востребован в сир. лит-ре, приводимые в нем доводы в пользу существования Бога, Его единственности и прочие воспроизводят, часто дословно, такие авторы, как Дионисий бар Салиби и Иаков бар Шакко. В области экзегезы имеются параллели между библейскими толкованиями М. б. К. и комментарием на Коран его мусульм. современника ат-Табари (Schlimme. 1977. S. 30-31).
Совр. исследователи нередко считают сочинения М. б. К. лишенными оригинальности компиляциями, а изучение его наследия сводят преимущественно к выяснению использованных им источников. Однако такая оценка представляется поспешной ввиду особого места, которое личность и сочинения М. б. К. занимают в западносир. традиции, а также его влияния на последующих авторов. Обширное лит. творчество М. б. К. является важнейшим связующим звеном между более ранним западносир. богословием (Иаков Саругский, Филоксен Маббугский, Иаков Эдесский) и т. н. сир. ренессансом XII-XIII вв. (Дионисий бар Салиби, Григорий бар Эвройо).
Сочинение М. б. К. «О рае» было переведено на лат. язык Андреасом Мазиусом, одним из первых европ. сирологов, и опубликовано в Антверпене в 1569 г. Впоследствии перевод неоднократно переиздавался, в т. ч. в «Патрологии» Ж. П. Миня (PG. 111. Col. 481-608). Возможно, Дж. Мильтон был знаком с этим переводом и использовал некоторые из представленных там толкований в «Потерянном рае» (McColey. 1941).